sensitivity

Перевод: чувствительность

Исторически первое значение в рамках риск-менеджмента – мера риска в форме отношения изменения финансового положения (обычно - в форме стоимости активов и/или величины ожидаемых доходов) к изменению базового рыночного показателя.

В общем случае математически чувствительность может быть выражена как (ΔV/V)/(ΔP/P), где:

V, ΔV – соответственно величина показателя, характеризующего финансовое положение, и ее изменение; P, ΔP – соответственно величина базового рыночного показателя (обычно - процентной ставки, котировки, валютного курса) и его изменение.

Источником данного подхода является широко распространенное в общей экономической теории понятие эластичности, имеющее математически близкую форму.

В таком варианте оценка чувствительности возможна только на основе детализированной информации о динамике цен (биржевой информации), содержащей данные об объемах и стоимостных условиях каждой заключаемой сделки. Причем, с точки зрения статистической достоверности, торговая площадка должна отвечать основным требованиям эффективного рынка, предполагающим наличие большого количества участников, несущественный объем отдельных сделок по сравнению с общими оборотами рынка, невозможность влияние на ценовой уровень со стороны отдельных участников, высокий уровень информационной прозрачности отдельных участников.

В современном риск-менеджменте наиболее распространенное значение связано с понятием анализа чувствительности – оценки изменения финансового положения при единичном изменении риск-фактора (например, изменение чистого процентного дохода при росте процентных ставок на 1%).

По сравнению с I значением такой подход более четок и прозрачен с точки зрения экономического смысла, хотя и принимается аксиоматически, т.е. не может быть выведен на основе экономико-математических моделей.

Кроме того, в такой трактовке анализ чувствительности не требует специальных данных большого объема, и может быть осуществлен в рамках обычных моделей оценки рисков.

См. также: sensitivity test